ММЗ отмечает 70-летие выпуска САУ СУ-76М

Опубликовано в Новости ОАО "ММЗ" пользователем 3 сентября 2013
Просмотров 5 977

В этом году ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» отмечает знаменательное событие! 70 лет назад, осенью 1943 года, из цехов нашего завода пошли на фронт самоходные артиллерийские установки СУ-76 (СУ-76М). Данная статья посвящена истории создания и применения в Красной Армии этой боевой машины. Созданная в годы Великой Отечественной войны, она сделала самоходную артиллерию вооруженных сил СССР действительно массовой. Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76 (СУ-76М) была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. Но, несмотря на это она внесла свой вклад в разгром войск противника. Мобильно перемещаясь за маневрирующими войсками, подразделения СУ-76 (СУ-76М) осуществляли огневое прикрытие и своими действиями спасли не одну сотню человеческих жизней.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М

 

УЧЕНЫЙ И ВОИН

Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-З на заводах промышленности: завод № 38 (главный конструктор М.Н. Щукин), № 40 (Мытищинский Машиностроительный завод, главный конструктор Л.Ф. Попов) и Горьковском автозаводе (зам. главного конструктора Н.А. Астров).

Н.А. Астров

Трудовая деятельность Николая Александровича Астрова заслуживает отдельных слов. В мае 1934 года  он был назначен начальником конструкторского бюро Московского машино­строительного (танкового) завода № 37 в Со­кольниках, а затем — главным конструктором. Николай Алексан­дрович был главным конструктором с 1934 по 1941 год. Начавшаяся Великая Отечественная война разбросала специалистов по различным заводам Советского Союза. Сам Н.А. Астров оказался в Горьком, где стал работать замести­телем известного конструктора А.А. Липгарта. Однако приказ наркома вооружений Д.Ф. Устинова (24 апреля 1942 года) заново сое­динил московских специалистов.

С 1943 по 1946 годы Н.А. Астров буквально разрывался между Горьким и Мытищами. Зачастую приходилось пользоваться личным мотоциклом. В Мытищах он был уже главным конструктором, а в Горь­ком — заместителем главного конструктора.

Астров стал создателем школы инженерно-интеллектуальной мысли — ОКБ-40 (Особого конструкторского бюро) Мытищинского машиностроительного завода. Кадровую основу будущего ОКБ состави­ли «бауманцы», но приглашались и талантли­вые инженеры, окончившие другие вузы и на­чинавшие свою профессиональную деятель­ность вместе с Н.А. Астровым еще до Великой Отечественной войны на Московском машино­строительном заводе № 37 — Р.А. Аншелевич, А.В. Богачев, К.А. Полунин, С.А. Прокофьев, Н.Г. Чеканов, И.Я. Цвейбель.

Решением Комитета обороны за Мытищин­ским заводом были закреплены вопросы разра­ботки и изготовления легких танков и самоход­ных артиллерийских установок (САУ). Средние танки оставались за ХТЗ (Харьковским трак­торным заводом), тяжелые — за Ленинградским заводом.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Установка оружия в броневом корпусе САУ упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.

По результатам всех полигонных испытаний самоходной установки СУ-12 2 декабря 1942 года ГКО принял постановление о развертывании производства самоходных установок и оснащении ими частей Красной Армии. Государственные испытания опытного образца СУ-12 прошли на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в период с 5 по 19 декабря 1942 года. По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять самоходную установку на вооружение РККА после устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний. Самоходная установка СУ-12 под маркой СУ-76 была принята на вооружение РККА. Ее серийное производство было развернуто на заводе № 38 и продолжалось до июля 1943 года.

Самоходная установка СУ-76 (СУ-12) на НИБТ полигоне. 1943 год


К 1 января 1943 года была изготовлена первая серия самоходных установок СУ-76 в количестве 25 машин, которые были направлены в учебный центр самоходной артиллерии. Эти машины вошли в состав двух первых самоходно-артиллерийских полков, которые находились в подчинении начальника артиллерии Красной Армии и приказом НКО от 10 января 1943 года «Об усилении огневой мощи бронетанковых и механизированных войск» предназначались для передачи (полков) в танковые и механизированные корпуса. Однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады города Ленинграда два первых сформированных полка (1433-й и 1434-й) решением ставки ВГК в конце января 1943 года были направлены на Волховский фронт для использования их в качестве артиллерии сопровождения пехоты и танков.

В начале 1943 года продолжалось формирование однотипных легких, средних и тяжелых самоходных артиллерийских полков в составе 4-6 батарей.

Уже первый опыт применения самоходных установок показал, что они лучше других видов артиллерии способны четко решать задачи непосредственной поддержки и сопровождения пехоты и танков в течение всего периода наступления и полностью себя оправдали при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника.

Самоходные орудия СУ-76 огнем поддерживают наступление советских войск. Прохоровское поле, 1943 год


В отношении вопросов технического усовершенствования конструкций самоходных установок был получен богатый материал, который выявил необходимость улучшения условий работы экипажа, совершенствования средств связи, приборов наблюдения и др.

В связи с тем, что в ГАУ РККА отсутствовал опыт эксплуатации и ремонта базовых машин, применявшихся при изготовлении самоходной артиллерийской установки СУ-76, то на заседании ГКО, состоявшемся 24 апреля 1943 года постановили решение разных вопросов производства всех САУ, технического обеспечения и формирования частей самоходной артиллерии передать в ведение командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА. С этого времени все дальнейшие работы по совершенствованию имевшихся и по созданию новых образцов самоходно-артиллерийских установок проводились через Главное бронетанковое управление (ГБТУ), в котором 21 мая 1943 года было организовано Управление самоходной артиллерии (УСА).

В результате первого опыта боевого применения самоходных установок было выявлено конструктивное несовершенство трансмиссии, связанное с параллельной установкой двух карбюраторных двигателей и двух коробок передач, работавших на общий грузовой вал, а также плохие условия обзора местности экипажем, что потребовало существенной доработки конструкции машины. В марте 1943 года завод № 38 из-за систематических поломок коробок передач был вынужден временно приостановить серийное производство СУ-76.

СУ-76M в освобожденной Польше


Решением ГКО заводу № 38 была поставлена задача в короткие сроки устранить выявленные недостатки и разработать новые образцы установок с одним двигателем. В апреле 1943 года для устранения дефектов в работе трансмиссии самоходной установки по предложению главного конструктора завода № 38 M.H. Щукина между главными передачами были вмонтированы дополнительные фрикционы, а между коробками передач и главными передачами — упругие пружинные муфты. Кроме того, в главном фрикционе было сокращено количество пружин. Изменения были выполнены на четырех машинах, испытания которых дали положительный результат.

Дальнейшие работы по устранению недостатков в работе трансмиссии установки СУ-76 были прекращены в связи с принятием на вооружение и серийным производством самоходной установки СУ-76М.

В июле 1943 года по всем вышеперечисленным причинам САУ СУ-76 окончательно была снята с производства. Всего было выпущено 560 машин данного типа, которые принимали участие в боевых действиях и в последующем были подвергнуты модернизации.

В целях устранения недостатков, присущих самоходной установке СУ-76, в апреле 1943 года в КБ Горьковского автозавода под руководством Н.А. Астрова был разработан модернизированный образец самоходной установки СУ-76М (заводской индекс СУ-15). В мае того же года завод № 38 изготовил опытный образец установки СУ-15, который по своей компоновочной схеме относился к типу закрытых самоходных установок и отличался от СУ-76 использованием моторно-трансмиссионной группы, заимствованной у танка Т-70. Вооружение машины осталось без изменений.

Общий вид САУ СУ-76М: 1 – моторное отделение; 2 – надмоторный люк; 3 – воздухоочиститель; 4 – коробка передач САУ; 5 – главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами; 6 – рычаги управления; 7 – топливные баки; 8 – боеукладка САУ; 9 – 76.2-мм артисистема ЗиС-3; 10 – опорные катки; 11 – поддерживающие катки; 12 – направляющее колесо; 13 – ведущее колесо; 14 – люк трансмиссии.

Испытания установки СУ-15, проведенные 17 мая 1943 года, показали вполне надежную работу трансмиссии. В июне того же года опытный образец прошел испытания на Гороховецком полигоне. После испытаний первого опытного образца в июне 1943 года постановлением ГКО было принято решение снизить боевую массу самоходной установки до 10,5 т, а максимальную скорость движения — до 30 км/ч. В июле того же года заводом № 38 был изготовлен второй опытный образец машины с указанными ограничениями. Снижение массы было достигнуто за счет установки броневой рубки открытого типа (без броневой крыши и частично задней стенки боевого отделения), а также уменьшения толщины лобовых броневых листов до 25 мм, бортовых — до 13-15 мм.

Посадка трех членов экипажа в боевое отделение и загрузка боекомплекта производилась через дверь в кормовом листе боевого отделения. От непогоды открытое сверху боевое отделение закрывалось брезентовым тентом.

Усовершенствованный по всем результатам испытаний второй опытный образец машины стал предсерийным образцом самоходной установки СУ-76М, принятой на вооружение в июле того же года до получения результатов вторичных полигонных испытаний. Государственные испытания самоходная установка СУ-76М прошла уже в августе 1943 года. Эта машина была самой многочисленной САУ, находившейся на вооружении РККА в годы войны.

МЫТИЩИНСКИЕ САМОХОДКИ

Цех Мытищинского машиностроительного завода в годы войны

Самоходная установка СУ-76М поступила в серийное производство   сразу на трех заводах: № 38, ГАЗ и №40 (Мытищинский машиностроительный завод), который в июле 1943 года  снова перешёл в ведение Наркомата среднего машиностроения СССР и получил заказ на производство самоходно-артиллерийских установок СУ-76М. В кратчайшие сроки предстояло наладить выпуск самоходно-артиллерийских установок, в том числе установить в сборочном цехе новое оборудование, организовать обучение рабочих, освоить новую продукцию, оборудовать рабочие места, подготовить техническую документацию, разработать технологические процессы, спроектировать огромное количество приспособлений, штампов, инструментов. Около месяца инженерная служба находилась на казарменном положении — работали с раннего утра до позднего вечера, нередко оставаясь ночевать прямо на рабочих местах.

Первая САУ на территории завода

Мытищинские самоходки, сходившие с конвейера завода № 40, получали своё боевое крещение в сентябре-октябре 1943 года в составе частей Западного и Белорусского фронтов и зарекомендовали себя в боях надёжными боевыми установками.

Письмо с фронта
Прошло уже немало времени с тех пор, как я оставил завод и пошёл защищать нашу любимую Родину. Повседневно чувствую помощь, которую вы оказываете фронту своим стахановским трудом. Выполняя ваш наказ, я, не щадя своей жизни, давлю гитлеровскую погань своим боевым стальным конём. Ни один снаряд, выпущенный из моей машины, не пропадает даром. За боевые подвиги командование части наградило меня орденом Красной Звезды. Призываем вас, работников тыла, удвоить помощь фронту.
Мастер завода Н. Фёдоров

С наступлением 1944 года с фронта  приходили всё более радостные вести. Заводчане твёрдо укрепили свои позиции передового коллектива, работали ритмично, организованно и слаженно, продолжая наращивать темпы и объёмы выпуска боевой техники, основу которой составляли СУ-76М. В январе 1944 года было выпущено на 50% продукции больше, чем в декабре 1943 года, и завод занял третье место в соревновании. В феврале с конвейера сошло на 30% боевых машин больше, чем в январе. Мартовское задание было превышено против февральского на 25%. Заводчане успешно справились и с этой задачей. Заводу присуждено первое место с вручением переходящего Красного Знамени ГКО СССР. На митинге, принимая переходящее Знамя, работники завода дали обязательство работать ещё лучше и до конца Великой Отечественной войны удержать его. Задание заводу повышалось каждый месяц. Было много трудных дней и ночей. Были перебои в снабжении материалами, комплектующими, электроэнергией. Однако задания выполнялись из месяца в месяц. Знамя ГКО СССР твёрдо закрепилось за коллективом. Его присуждают заводу двадцать месяцев подряд и оставляют на вечное хранение.

Знамя Государственного Комитета Обороны по сей день бережно хранится в стенах завода

За систематическое обеспечение фронта боевой техникой многие заводчане получили высокие правительственные награды. В 1944 году, когда производство бронетанкового вооружения в СССР достигло своего максимума, выпуск самоходных установок СУ-76М количественно составлял около 25% объема от всего производства бронетанкового вооружения и техники.

Всего, начиная с 1943 года по  1 июня 1945 года, Мытищинским заводом было выпущено 2306 легких самоходно-артиллерийских установок СУ-76М: 210 единиц в 1943 году, 1344 и 752 единицы в 1944 и до середины 1945 года соответственно.

 ПАМЯТЬ

Все выпущенные в годы войны танковой промышленностью образцы самоходных установок показали высокие боевые качества, особенно в отношении маневренности и бронепробиваемости, а по основным показателям не уступали соответствующим образцам самоходных орудий вермахта и полностью оправдали себя с производственной точки зрения.

 

Сегодня перед зданием заводоуправления на каменном постаменте возвышается СУ-76 — символ трудовой доблести рабочих, инженеров и всех тех, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу в тылу, снабжал фронт боевой техникой.

СУ-76 на постаменте - символ трудовой доблести мытищинских рабочих и инженеров в годы Великой Отечественной войны

В статье использованы материалы из следующих изданий:

  1. А.В. Чубачин, «САУ СУ-76, история создания, описание конструкции, боевое применение», серия «Бронетанковый музей», выпуск 8;
  2. Г.В. Смирнов, «Герои земли Мытищинской»;
  3. «Движение только вперед» под редакцией Н.В. Зубаревой.

Метки: , , ,

Комментарии отключены.